Карты и схемы метро |
Метрополитеном называется городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит и предназначенная, обычно, для пассажирского движения, а в отдельных случаях для грузовых перевозок. Метро отличается большой пропускной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении), регулярностью и высокой скоростью движения поездов (до 100 км/час). |
|
Метро пришло к нам из другой эпохи – давно
минувшей и почти легендарной – эпохи стимпанка. Проекты «внеуличных дорог»
создавались одновременно с книгами Жюля Верна, Альбера Робиды и Герберта Уэллса.
Писатели фантасты мечтали о новых транспортных средствах, о движущихся мостовых,
о подземных городах и магистралях, а инженеры практики стремились перенести
утопию в жизнь. И это было не пустой игрой ума, а насущной необходимостью: еще
во второй половине XVIII века в Европе начался промышленный подъем, города
быстро разрастались. Их население стремительно увеличивалось, бывшие пригороды
становились окраинами, а вчерашние окраины – словно приблизились к центру. Для
такой массы народа улицы, рассчитанные на кареты и повозки, стали слишком
узкими; ни извозчики, ни омнибусы, ни конка уже не могли справиться с
ежедневными перевозками. Становилось ясно, что города нуждаются в принципиально
новом транспорте. Особенно остро эта проблема встала в Лондоне. Центру города
грозил если не голод, то серьезное недоедание, так как из за страшных уличных
пробок продукты просто не успевали доставить на центральные рынки свежими: мясо
протухало, зелень увядала, овощи начинали гнить.
В середине XIX столетия самым прогрессивным
транспортным средством, свободным от любых пробок, считалась железная дорога. Но
как ее провести в центр города? Ведь для этого придется разрушить дома, а то и
целые кварталы. И тогда железную дорогу решили убрать под землю. Идея была более
чем смелой, хотя некоторый опыт строительства подземных дорог у инженеров уже
имелся: рельсовые пути давно использовались на рудниках, а под рекой Темзой
проходил тоннель, построенный еще в 1843 году Марком Изамбаром Брюнелем. Тоннель
выкупили, и он стал частью нового подземного пути. Первая линия метрополитена,
открытая в 1863 году, была длиной 3,6 км, почти всю ее проложили открытым
способом: улицы раскапывали на глубину до 10 метров, клали рельсы, строили
каменные арки, затем всю конструкцию обкладывали кирпичом и мостили улицу
заново. |
Общие сведения о метро |