Московский метрополитен

Главная

  • Московское метро

  • Реклама

    Заказ микроавтобуса, в случае необходимости, гораздо дешевле, чем покупка и содержание собственного микроавтобуса

     

    Московский метрополитен по праву считается лучшим в мире. Его станции впечатляют законченностью архитектурных решений, поезда — быстроходностью, вагоны — комфортабельностью, организация движения — четкостью.

    В наши дни невозможно представить Москву без метрополитена. Он вошел неотъемлемой частью в жизнь москвичей, услугами метро с удовольствием пользуются многочисленные туристы, гости столицы. Метрополитен — самый удобный и самый быстрый вид городского транспорта.

    Идея строительства метрополитена в Москве родилась в 1902 году. Русский инженер Балинский выступил в Городской думе с проектом сооружения «внеуличной железной дороги». Предполагалось, что линия, пройдя через центр города, соединит Замоскворечье с Тверской заставой (ныне площадь Белорусского вокзала). В целях экономии средств автор проекта предусматривал проложить трассу на небольшой глубине, а через Красную площадь и у Страстного монастыря (ныне Пушкинская площадь) пропустить по эстакаде.

    Однако смелому по тому времени проекту не суждено было воплотиться в жизнь. "Отцы города" не имели ни достаточных средств, ни опыта сооружения подземных железных дорог, отдавать же в руки иностранцев строительство, обещающее многомиллионные барыши, было жаль. И Городская дума выносит решение: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

    Прошло десять лет, и в 1912 году новый проект Московской подземной дороги стал предметом обсуждения в Городской думе. Проектом предусматривалось строительство трех подземных линий. Трассу первой из них предполагалось проложить от Смоленского рынка до Каланчевской площади (ныне Комсомольская площадь), второй — от Тверской заставы до Покровской заставы (сейчас площадь Абельмановской заставы), а третьей — от Виндавского вокзала (Рижский) до Серпуховской площади (Добрынинская). Линии метрополитена намечалось соединить с железнодорожными линиями Московского узла. Претворению в жизнь этого проекта строительства метрополитена помешала первая мировая война.

    Прошло еще шесть лет. Москва стала столицей государства рабочих и крестьян.

    В 1918 году по поручению В. И. Ленина началась разработка первого плана строительства и реконструкции Москвы. А несколько позже Владимир Ильич, встретившись с архитекторами и проектировщиками, поддержал их замысел и, в частности, одобрил идею сооружения метрополитена. В 1922 году проект строительства метрополитена был разработан. Предполагалось соединить радиальными и кольцевой линиями все семь районов Москвы. Однако экономические трудности, недостаточная мощность индустриальной базы, отсутствие квалифицированных кадров не позволили в те годы приступить к сооружению метрополитена.

    Решение о строительстве столичного метрополитена было принято лишь девять лет спустя на июньском Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году. Для осуществления строительства создана специальная организация «Метрострой».

    Первая шахта Московского метрополитена заложена в августе 1931 года на Русаковской улице. По сей день у дома № 13 стоит мраморная доска со словами: «На этом месте в 1931 году была заложена первая шахта Метростроя. Здесь началась борьба за строительство лучшего в мире метро».

    15 октября 1934 года был пущен первый пробный поезд, а 15 мая 1935 года для пассажиров открыли свои двери десять станций первой очереди метро. Именно этот день вошел в историю нашей страны как день рождения советского метрополитена. Вот что писала «Правда» 14 мая 1935 года: «Это прекрасное сооружение, помимо громадных удобств для населения столицы, окажет большое влияние на качество наших дальнейших строительств как промышленных, так и особенно гражданских. Строить столь же прочно, как построено метро, с той же любовью к каждой мелочи, с такой же великой заботой о людях, которым будет служить данное сооружение, строить так же красиво, как построено метро, — это теперь станет законом».

    За 45 лет существования метрополитен широко охватил столицу сетью подземных магистралей. В 1980 году их протяженность достигла почти 185 километров, а число станций составило 115.

    Станции Московского метрополитена расположены в местах зарождения массовых пассажиропотоков с учетом удобств пассажиров на следующих восьми линиях: Кировско-Фрунзенской; Горьковско-Замоскворецкой; Арбатско-Покровской; Филевской; Кольцевой; Калужско-Рижской; Ждановско-Краснопресненской; Калининской.

    Значительная часть станций имеет верхний вестибюль (встроенный в какое-либо городское здание или представляющий собой самостоятельное сооружение), который соединяется с подземным залом при помощи эскалаторов (если зал - находится на значительной глубине) или лестниц (при малой глубине). Общая протяженность работающих на станциях метрополитена эскалаторов превышает 40 километров.

    Развитие линий метрополитена имеет первостепенное значение в решении вопроса транспортного обслуживания населения столицы. Только за годы десятой пятилетки их протяженность увеличилась более чем на 20 километров.

    В 1978 году, к первой годовщине новой Конституции СССР, вступил в строй участок Калужско-Рижской линии, протянувшийся на 8 километров от станции «ВДНХ» в район Медведково. На этом участке сооружены четыре станции: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». 1979 год стал годом сдачи в эксплуатацию Калининской линии протяженностью свыше 12 километров с шестью станциями: «Марксистская» (с переходом на станции «Таганская» Кольцевой и Ждановско-Краснопресненской линий), «Площадь Ильича», «Авиамоторная» (у железнодорожной платформы «Новая» Рязанского направления), «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево». В перспективе эту линию намечается продлить от станции «Новогиреево» до Реутова, а от станции «Марксистская» до «Новокузнецкой» «Арбатской» и от станции «Киевская» до нового подмосковного района — города Солнцево. Предполагается ответвление линии в Очаково. В том же 1979 году на участке между станциями «Маяковская» и «Площадь Свердлова» открыта станция «Горьковская» Горьковско-Замоскворецкой линии. Переходами она соединена со станцией «Пушкинская» Ждановско-Краснопресненской линии.

    В 1980 году запланировано открыть для пассажиров станцию «Шаболовская», расположенную между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект».

    Начато строительство Серпуховской линии протяженностью свыше 13 километров, которую предполагается ввести в эксплуатацию в 1983 году. Линия пройдет через площадь Серпуховской заставы, у железнодорожной платформы Нижние Котлы Павелецкого направления, далее через промышленную зону Верхние Котлы, по Азовской улице в район Волхонки-ЗИЛ, пересечет Днепропетровскую улицу и выйдет в центр жилого массива Чертаново. На ней будут сооружены восемь станций: «Серпуховская» (с переходом на станцию «Добрынинская» Кольцевой линии), «Тульская» (соединенная с площадью Серпуховской заставы пешеходным тоннелем с самодвижущимся тротуаром), «Нагатинская» (соединенная пешеходным тоннелем с железнодорожной платформой Нижние Котлы Павелецкого направления), «Нагорная», «Нахимовский проспект" (с переходом на станцию «Каховская» Горьковско-Замоскворецкой линии), «Севастопольская», «Чертановская» и «Южная».

    Впоследствии Серпуховскую линию намечено продлить от станции «Южная» до Московской кольцевой автомобильной дороги, а от станции «Серпуховская» протянуть в центр города, построив на этом участке станции «Полянка» и «Библиотека имени Ленина», которая будет соединена с действующими станциями Арбатского узла метрополитена — «Библиотекой имени Ленина», «Арбатской» и «Калининской». Отсюда линия пойдет к Пушкинской площади и далее через будущую станцию «Чеховская» соединится с проектируемой Тимирязевской линией, которая возьмет свое начало у станции «Новослободская» и вдоль Дмитровского шоссе пойдет на север. В результате образуется Тнмирязевско-Серпуховская линия, она соединит центр города с его северной и южной окраинами. В более отдаленной перспективе эта линия пойдет на север в район Дегунино. Вдоль Тимирязевского проспекта линия протянется до железнодорожной платформы «Марк» (с ответвлением от станции «Покровско-Разумовское» в Лианозово).

    Будет продлена и Горьковско-Замоскворецкая линия. От станции «Каширская» она пойдет в районы Ленино-Дачное, Орехово-Борисово. На участке протяженностью около 10 километров запроектировано построить пять станций. Станции «Ленино» н «Царицыно» разместятся вдоль Пролетарского проспекта: первая — в месте пересечения его с Кантемировской улицей, вторая — у одноименной железнодорожной платформы. Станция «Орехово будет сооружена на перекрестке улицы Баженова и Старокаширского шоссе. Станции «Борнсово» и «Братеево» расположатся вдоль Орехового бульвара: первая — у его пересечения с Каширским шоссе, вторая — с улицей Мусы Джалиля.

    В более далекой перспективе Ждановско-Краснопресненская линия протянется из Тушино в Хорошево-Мневники с ответвлением к Серебряному бору. С другого конца эту линию предполагается продлить до города Люберцы.

    Предусматривается также продлить Калужско-Рижскую линию от станции «Беляево» до жилого района Теплый Стан. Сооружение этого участка позволит значительно разгрузить Горьковско-Замоскворецкую линию от пассажиров, проживающих в Чертанове.

    Наряду с развитием сети метрополитена совершенствуется «го техническая оснащенность. Внедряются системы автоуправления и авторегулирования движением поездов. Поступают новые вагоны, более комфортабельные и вместительные по сравнению с эксплуатируемыми в настоящее время. Они имеют люминесцентное освещение и более совершенную систему вентиляции. Поезда из этих вагонов развивают скорость до 90 километров в час.

    Сегодня по линиям Московского метрополитена за день проходит почти 7 тысяч поездов. Ежедневно голубые экспрессы перевозят 6—7 миллионов пассажиров, а в отдельные дни объем перевозок достигает 8 миллионов человек.

    В часы «пик» интервал между поездами составляет 80 секунд.

    Не прекращается и реконструкция действующих линий и пересадочных узлов метрополитена. За последние годы реконструирован Киевский пересадочный узел. Теперь все три станции, носящие наименование «Киевская», соединены переходами. Построен дополнительный выход на привокзальную площадь. Завершена также реконструкция Центрального пересадочного узла — сооружены новые переходы, соединившие станции «Проспект Маркса», «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции». На станции «Дзержинская» сооружены просторный средний зал, второй выход с эскалаторами и переход на станцию «Кузнецкий мост». Построены новый средний зал на станции «Кировская», выход к трамвайным остановкам на станции «Аэропорт».

    По мере развития линий метрополитена возникают новые пересадочные узлы. С сооружением станции «Марксистская», соединенной подземными переходами с двумя станциями «Таганская» (Кольцевой и Ждановско-Краснопресненской линий), появился Таганский пересадочный узел, который объединяет три станции, расположенные под Таганской площадью.

    В тоннелях метрополитена работают сотни вентиляторов. Благодаря им в течение часа воздух меняется 3—4 раза. За сутки на станции и в тоннели вентиляторы нагнетают почти 5 миллиардов кубических метров свежего воздуха.

    Все это делает Московский метрополитен еще более удобным и комфортабельным.

    Кировско-Фрунзенская линия
       

    "Московский метрополитен им Ленина" - А.П.Царенко; Е.А.Федоров - 1979

       
         
    Сайт создан в системе uCoz