История московского метрополитена

Главная. Начало  |  1945 - 1989  |  Метро сегодня
  • Московское метро
  • 1922 г. Проект строительства метрополитена в столице разработан. Его осуществлению помешали экономические трудности и отсутствие кадров.

    1925 г. Фирма "Сименс" предлагает проект строительства трассы метро от Сокольников до Театральной площади. Проект был отвергнут из-за того, что недостаточно удовлетворял нуждам города.

    1925-1930. Специалисты Управления московских городских дорог трамвайной сети (МГЖД) во главе с инженерами К.С. Мышенковым и С.Н. Розановым разработали эскизный проект метрополитена. Новый вариант общей протяженностью 50 км предусматривал четыре диаметральные и одну кольцевую линии по Садовому кольцу.

    1931 г. июнь. Решение Пленума ЦК ВКП(б) о строительстве метро. В нем, в частности, говорится: «Повседневная работа по улучшению городского транспорта не разрешает в целом общей проблемы транспорта в столице, поэтому необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главною средства, разрешающею проблему быстрых и дешевых людских перевозок». Партийным куратором стройки назначен Л.М. Каганович, член Политбюро ЦК ВКП(б), возглавлявший тогда народный комиссариат (министерство) путей сообщения (НКПС).

    1931 г. 15 июня. Принято решение о начале строительства Московского метрополитена от Сокольников до "Парка Культуры" с ответвлением до Смоленской площади.

    1931, август. Создано организационное бюро Метростроя. Руководителем и главным инженером назначен П.П. Ротерт -опытнейший гидростроитель, перед тем возглавлявший строительство первого советского энергетического гиганта — Днепровской гидроэлектрической станции (Днепрогэс). Учрежден комитет научно-технического содействия, в который вошли крупнейшие ученые страны, отечественные корифеи горного дела, транспортного строительства и смежных отраслей. Комитет возглавил академик Г.М. Кржыжановский, до того руководивший комиссией по разработке Государственного плана электрификации России -ГОЭЛРО.

    1931, ноябрь. Официально утверждено Управление государственного строительства по проектированию и сооружению Московского метрополитена -Метрострой. В техническом отделе Метростроя началось проектирование подземки по концепции, разработанной МГЖД. Первоочередной была определена линия от Сокольников, вернее, от существовавшей тогда товарной ст. Митьково, через Каланчевскую площадь с ее тремя вокзалами, до Крымской заставы, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. Общая протяженность линии — 11,6 км. Первую очередь планировалось закончить к 1933 г.

    1931, 10 декабря. Во дворе неприметного домика (Русаковская,13а) на Русаковском шоссе, у Митьковского железнодорожного путепровода заложен, первый участок строящегося метрополитена «для изучения особенностей сооружения тоннеля закрытым способом в натурных условиях». Это была опытная наклонная шахта, из которой горным способом, как штольню, повели пробный тоннель в сторону Красного Села. Все опытные работы производились вручную - кирками, лопатами и вагонетками. Впоследствии опытный участок стал производственным, а шахта получила номер 29.

    1933, 21 марта. Совет Народных Комиссаров утвердим схему Московскою метр ополите на. Она предусматривала создание уже 10, а не 5, как в предыдущей концепции МГЖД, линии (в том числе неизменной Кольцевой) общей протяженностью 80 км. Строительство планировалось очередями. Каждая очередь утверждалась на правительственном уровне и включала в себя участки различных линий.

    1933, 31 декабря. Построено несколько вертикальных шахт и 443 м путевых тоннелей.

    1934. В Великобритании закуплены два механизированных проходческих щита (100 и 150 тыс. золотых руб.). Один щит предназначался для пробной эксплуатации, другой - для демонтажа и копирования. В результате менее чем через полгода в распоряжении Метростроя было 42 подобных щита отечественного производства, изготовленных на Кировском заводе в Ленинграде, Новокраматорском и Горловском заводах в Донбассе.

    1934,15 октября. По участку "Комсомольская" - "Сокольники" проследовал пробный поезд.

    1934, ноябрь. При Моссовете образовано Управление метрополитена.

    1934, декабрь. Проложен сквозной путь по всей трассе.

    1935, 5 февраля. Первый пробный поезд прошел по всей трассе от "Сокольников" до "Парка Культуры" и по ответвлению до "Смоленской площади".

    1935, 15 мая. В 7 ч. открылись двери станций первой очереди московского метрополитена имени Л.М. Кагановича Началось регулярное движение четырехвагонных поездов Московском метрополитене на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» . Протяженность - 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей.

    Первоначально поезда ходили по принципу "вилочного ответвления": от "Сокольников" через один - до "Смоленской площади" и до "Парка Культуры".

    На первом этапе метрополитен организационно входил в состав железнодорожной сети СССР, подчинялся НКПС и числился 29-й железной дорогой Советского Союза.

    В 1935 г путешествие от «Сокольников» до «Парка Культуры» или до «Смоленской» длилось 21 с половиной минуты. Немыслимо!!' Поездка по тому же маршруту на трамвае в те времена занимала больше 2-х часов!

    1935, декабрь. Метрополитен перевозил 177 тыс. чел. ежедневно.

    1937, 20 марта. Введен в действие участок 2-й очереди от ст «Смоленская» до ст. «Киевская» (1,3 км). На этом участке построен первый метромост через реку Москву.

    1938, 13 марта. Принят в эксплуатацию участок от центра города до Курского вокзала (от ст. «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до ст. «Курская») протяженностью 2,3 км. Возникла новая диаметральная линия, соединившая Курский и Киевский вокзалы и названная по районам старой Москвы, которые она пересекла, Арбатско-Покровской. Организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.

    1938, лето. Начало сооружения третьей очереди. Предстояло пpoдлить Арбатско-Покровскую линию на северо-восток до Измайлова, в районе которою предполагалось построить крупнейший в мире стадион «Имени И.И. Сталина». Пуск шеи очереди планировался во второй половине 1941 г.

    1938, 11 сентября. Сдана в эксплуатацию Горьковская линия, прошедшая от центра под ул. Горького через Белорусский вокзал, стадион «Динамо», Центральный московский аэродром до дачного поселка «Сокол». Между ст. «Проспект Маркса» («Охотный Ряд»), «Площадь Свердлова» («Театральная») и «Площадь Революции» сформировался Центральный пересадочный узел. Протяженность - 8,5 км. Горьковский радиус - важнейший во второй очереди: 6 станций, 9,6 км тоннелей, депо Сокол.

    1938, декабрь. Завершено строительство второй очереди метро. Общая длина тоннелей -16,8 км. Перегон между станцией глубокого заложения «Площадь Революции» (первая очередь) и станцией мелкого заложения «Ул. Коминтерна» (вторая очередь, ныне «Александровский сад») оказался неприемлемо крут. Недостаток был настолько серьезным, что впоследствии пришлось от ст. «Площадь Революции» до Киевского вокзала вести новую линию глубокого заложения: «Арбатская» - «Смоленская» — «Киевская».

    В 1938 г. Московский метрополитен перевозил 719 тыс. чел. в день.

    1940. Суточный пассажиропоток метрополитена достиг 1 млн. пассажиров. Интенсивность движения - 30 пар поездов в час.

    1941, 16 октября. Утром поступил приказ Л. М. Кагановича: "Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом". Днем приказ отменили, метро было разминировано, и в 18 часов 45 минут поезда пошли от "Сокольников" до "Парка Культуры". Горьковско-Замоскворецкая линия была открыта только следующим утром, так как на ней уже успели демонтировать эскалаторы.

    1941. На станции "Кировская" размещался Узел связи Ставки Верховного Главнокомандования. Мимо станции поезда проходили без остановок.

    1941, декабрь. Возобновилось строительство третьей очереди.

    1943,1 января. Сдан в эксплуатацию участок (6,2 км): ст. «Площадь Свердлова» - «Завод им. Сталина» (ныне «Театральная» - «Автозаводская») с промежуточными станция «Новокузнецкая» и «Павелецкая» Горьковскую линию стали называть Горьковско-Замоскворецкой.

    1944, 18 января. Вступил в действие участок (7,1 км) «Курская»-«Измайловская» («Измайловский парк»; ныне «Партизанская») с промежуточными станциями «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (ныне «Семеновская»). Завершено строительство третьей очереди метрополитена.

    1944. Начата проходка Кольцевой линии на участке «Курская»-«Парк Культуры».

       
    Сайт создан в системе uCoz